Почему мы болеем? (бегство в болезнь, вторичные выгоды болезни)

Почему люди болеют, «Бегство в болезнь»

На свете великое множество различных заболеваний, изучаемых медициной — есть целые списки и классификации болезней, например МКБ 10 (международная классификация болезней 10-го пересмотра).

Наверное, каждый знает, что такое «болеть». Но мало кто задумывался, почему люди болеют вообще, и как и зачем человек неосознанно делает себя больным («Бегство в болезнь»).
Если вас спросить: «Хотите ли вы заболеть?», вы, скорее всего, сочтете вопрос риторическим или глупым (типа, «какой дурак хочет страдать от болезни?»).

Однако немало людей, которые осознанно уходят, даже убегают в болезнь, например, чтобы избежать каких-либо трудностей в жизни (школьник или студент, неготовый к экзамену, не против прикинуться больным, или «нахапавший» чиновник, пытаясь избежать правосудия, ложиться в больницу…).

Подобных случаев «бегства в болезнь» очень много, но все они осознаваемы на социальном, наблюдаемом уровне, и зачастую «больные» не более чем симулянты…

Обратите внимание

Но тогда почему люди часто болеют, и порой довольно по-серьезному, при этом не осознавая (не отдавая себе отчет), как они довели себя до острых или хронических заболеваний, включая травматизм в быту или на работе.

Нет, конечно они могут, в процессе рефлексии, лежа на больничной койке, осознать и сказать себе, например: «зачем я так много нервничал, и довел себя до инфаркта»…, или, «какой черт меня понес переходить дорогу на красный»…, или «задержись я на минуту в магазине и эта сосулька бы не упала мне на голову»…

Рассуждения продолжаются по типу: «Вот если бы…, то…». Но вряд ли эти люди подумают, что это было неосознанное, но целенаправленное «Бегство в болезнь» — ведь это не логично, не рационально…не укладывается в голове…

Почему мы болеем, убегаем в болезнь?

Чтобы понять, почему мы болеем нужно довести до своего осознания наши настоящие, часто скрытые желания и потребности. Чего нам так не хватает в жизни, что мы больше всего хотим…

И если это осознать, тогда станет вполне понятно, что такое «бегство в болезнь» и почему люди часто болеют…

Когда люди начали болеть? Если не углубляться в подробности, а поверить, хотя бы на время, скажем, Библии, а не Чарлзу Дарвину, что мы произошли не от обезьян, а от Адама и Евы, тогда станет ясным, что «смерть» и «болезни» пришли после первородного греха, совершенного нашими прародителями.

Из сказанного можно подумать, что люди болеют из-за грехов, в том числе родительских — очень похоже, но отнюдь…Христос же искупил за человечество эти грехи…

«Бегство в болезнь» — это что-то вроде неосознанной психологической защиты, цель которой удовлетворить некоторые очень важные подсознательные потребности человека (правда, все это обычно в искаженном, иллюзорном, порой фантастическом, сказочном виде), а именно — такие естественные, биологически важные потребности как любовь, принятие, признание, внимание, эмоциональное тепло, сочувствие и понимание…

Чего, зачастую, нам так не хватает в жизни, начиная с детства, и чего, как кажется человеку, так много, когда он болеет. Представьте себе больницу: сколько, возможно, любви, внимания, эмоционального тепла и сочувствия, понимания и уважения, как от медперсонала, так и от «коллег по болезни», и от родных и близких…

Здесь иррациональное начинает трансформироваться в рациональное, и многие могут легко осознать и понять, почему мы болеем и часто «убегаем в болезнь»…

Изначально, любовь и внимание уж слишком сильно необходимы ребенку, без преувеличения для выживания, т.к. эмоционально-психологический обмен между людьми (сперва между родителем и ребенком), любовь и уважение друг другу — это именно жизненно (биологически) важная потребность, такая-же как, скажем, еда или вода…

Без любви и внимания, без эмоционального общения и телесных контактов, например в одиночестве, человек обречен на смерть, но т.к. в нас заложена программа (инстинкт) самосохранения, то наше внутреннее «Я», часто иллюзорно воспринимая информацию, толкает нас к заболеваниям и травмам, к «бегству в болезнь».

Важно

Это иррациональное «Я» видимо «думает», что таким образом спасет, защитит нас от погибели, из-за нехватки любви, внимания, признания, общения и т.д.

Возможно именно из-за нехватки внимания от Бога-Отца, Адам с Евой и согрешили, хотя вроде у них «все было» — они же были в раю…, но поменяли рай на внимание Отца, став в одночасье смертными и склонными к болезням, да еще и работать самим пришлось, будучи выгнанным из рая…

Т.к. к «бегству в болезнь» ведет внутреннее иррациональное «Я» (наше подсознание), то не осознавая истинный источник заболевания (изначально), можно получить внимание и любовь на собственных похоронах, но такое внимание уже будет ни к чему…

Подумайте, а вы удовлетворяете свои биологически важные потребности, такие как любовь, внимание, признание…и т.д.? И если вам «случается» заболеть, то почему вы болеете?

Психологическая консультация онлайн

Проходите тесты по психологии онлайн и бесплатно

Читайте полезные статьи по психологии в журнале психоаналитика

  • Нейропатическая боль
  • Душевная боль
  • Боли при онкологии
  • Больная любовь

Источник: https://xn—-7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/psikhologicheskie-igry/begstvo-v-bolezn/

Вторичная выгода в психологии. Выгода от болезни

Вторичная выгода – это польза, которую человек получает на этапе, когда болезненные симптомы уже сформировали болезнь. Это своего рода «дополнительная прибыль», на которую не всегда рассчитывает человек, сознательно или бессознательно принимая решение заболеть.

Не провоцируя новых симптомов заболевания, вторичная выгода стимулирует закрепление болезни, и психологическое сопротивление излечению.

Например, если ссоры в семье или на работе происходят регулярно – вторичной выгодой может стать повышенное артериальное давление с непрекращающимися головными болями.

Как и первичная, вторичная выгода проявляет себя внешне и внутренне. На внешнем уровне – это те преимущества, которые человек может получить в межличностных отношениях и текущих жизненных ситуациях.

На внутреннем – возможность удовлетворить свои нарциссические потребности.

Со времён Фрейда психиатры называют такое явление «бегством в болезнь», где симптомы заболевания становятся «приятными и желаемыми».

Классический пример: первый приступ бронхиальной астмы у ребёнка, наступивший в момент ожесточённой родительской ссоры. Увидев состояние ребёнка, родители моментально забывают о ссоре и объединят усилия в помощи.

Так ребёнок получает первичную выгоду от бессознательно возникшего симптома. Далее его бессознательное закрепляет логическую связь между миром в семье и переживаемой болезнью, но уже на уровне вторичной выгоды.

В любой болезни присутствуют две составляющие: смысл и набор удовлетворяемых потребностей. Пока присутствует смысл и неудовлетворенная потребность – человек болеет.

Пять вторичный выгод от Карла и Стефани Саймонтонов

Психологи Карл и Стефани Саймонтоны упомянули основные выгоды, которые человеку приносит его болезнь:

  • Уход на время от ситуации, вызывающей дискомфорт, и от сложных неудобных проблем, требующих решения. Подсознание, «держащее руку на нашем пульсе», всегда просигналит нам, когда организму или психике потребуется передышка. Пример такой реакции – тяжесть или боль в голове. Так ОРЗ становится прекрасным способом провести последнюю неделю до планируемого отпуска дома. Тем более, что работа – как кость в горле.
  • Возможность заполучить недостающую порцию любви, заботы и внимания со стороны окружения. Чаще всего, донорами положительных эмоций становятся близкие.
  • Комфортные условия для перераспределения психической энергии, что позволяет сконцентрироваться на решении проблемы. Этот фактор здорово помогает психотерапевтам при работе с семейными парами.
  • Стимул переоценить себя как личность, и откорректировать используемые стереотипы и модели поведения. Болезнь, в этом случае – предупреждение от тела и подсознания, дающее человеку время на переоценку способа жизни, поиск альтернативных направлений деятельности.
  • Полное нивелирование, или значительное снижение уровня требований, предъявляемых к человеку окружающими, или самим собой. Эту вторичную выгоду, как не странно, зачастую отыскивают для себя члены коллективов «трудоголиков» – люди, страдающие от зависимостей или нарушений пищевого поведения.

Вторичная выгода, как «честный» шантаж

Одинокая старушка в порыве откровения созналась психотерапевту, что готова умереть от заболевания, которое у неё диагностировали. Взамен она хотела бы одного – почаще видеть сына. Поскольку он, обзаведясь семьёй и став добропорядочным отцом семейства, напрочь забыл дорогу к дому. Такая вторичная выгода, на языке психотерапевтов, называется «честным шантажом».

Иногда болезнь становится для человека способом защиты от чего-то, что по его мнению представляет более серьезную опасность. Это может быть угроза увольнения, развод и прочие масштабные жизненные неурядицы. Именно так мужчина объясняет то, почему он может бросить супругу и уйти к молодой любовнице, когда жена «тяжело больна».

Боязнь большой цели и перемен

Бытует мнение, что каждой болезни можно поставить в соответствие определённую психологическую проблему, что «все болезни от нервов».

Загадку для медицины представляют внешне вполне здоровые пациенты, демонстрирующие все симптомы определённого заболевания, без «видимых» на то причин.

Это как раз та ситуация, когда причиной становится поиск вторичной выгоды, лекарств от которой пока не придумано.

Совет

Пример: одна пациентка, на протяжении нескольких лет, старательно коллекционировала сразу несколько фобий, включая клаустрофобию, кардиофобию – страх умереть от сердечной болезни, страх перед незнакомой пищей в связи с опасением аллергической реакции. Учитывая то, что в свои годы женщина обладала на редкость здоровым молодым сердцем, и ни одного дня в жизни не страдала от аллергии. В момент «инсайта» она открыла психотерапевту, что «… Смертельно боится другой, лучшей жизни!»

В нашем примере, человек оказался готов обзавестись множеством медицинских проблем и искусственных ограничений, чтобы навсегда отодвинуть от себя проблему личной нереализованности.

И в самом деле, зачем к чему-то стремиться и чего-то достигать, если, во-первых, «у меня хроническая депрессия и совершенно ничего не интересует».

А во-вторых – «если бы меня что-то и заинтересовало, то наверняка лишь до момента кардинальных изменений»?

Озадачив психотерапевта, она вскоре плюнула на лечение и нашла отдушину – «любовь всей жизни», которая создала все условия для поддержания её фобий.

Прятки

Страдание – вот самая благоприятная почва для бегства от себя, и самооправдания. Страдающий человек всегда находит смысл жить. Жизнь приобретает особую размеренность, ценность, осмысленность и ясность. Дополнительную стену от реальности и самого себя помогают создать боль и страхи.

Именно поэтому люди так бережно охраняют от посторонних истинные причины своих проблем. Боль, страхи и малозначимая рутина – всё это способы не оставаться тет-а-тет с самим собой, и своей жизнью.

Обратите внимание

Время, до упора забитое какими-то делами, перманентные перегрузки, плохой сон и нездоровое питание гарантируют нервные срывы или истощение.

Философия вторичной выгоды проста – все и всё важнее, чем я сам. Завалы собственных проблем я пока решать не готов.

Вторичная выгода жертвы и «созависимые» спасатели

Отдельного внимания заслуживают вторичные выгоды от «социальных» болезней. Давайте подумаем: кто первым пострадает, если алкоголик или наркоман со стажем излечатся? Разумеется, весь груз таких перемен придётся на ближайших родственников.

В первую очередь, тех, кто долгие годы боролся за спасение утопающего и видел в этом высший смысл всей жизни. Парадокс, но именно они – частенько бессознательно противятся физическому и психологическому выздоровлению жертвы.

В случае выздоровления зависимого человека, привычный смысл жить исчезает – они остаются наедине с самим собой.

В свою очередь «жертва», зависимая от своего пристрастия, имеет социально-неблагополучный статус, обещающий вторичные выгоды.

И в самом деле – им не зачем долбить себя мыслями о будущем, поскольку цель в жизни отсутствует. Им не зачем прилагать усилия к саморазвитию, тратить время на учебу, и силы на зарабатывание средств.

«Тебе плохо живётся?» – Спросите вы. «Не факт» – последует взвешенный ответ.

Профессиональные психологи, работающие с беспризорными детьми, скажут, что полгода пребывания подростка в реалиях «улицы» потребует от года до двух лет реабилитации в нормальных условиях, чтобы вернуть их психику в исходную точку.

Читайте также:  Как выбрать послеоперационный бандаж на брюшную полость

Если же он проживёт на улице больше двух лет, все известные меры педагогического воздействия больше не работают.

Важно

В данном случае, социальными вторичными выгодами оказываются: отсутствие любого принуждения; возможность жить не так, как диктует социум, а «как хочется»; специфические условия выживания.

Несмотря на очевидные минусы и существенные риски, такое существование оказывается по своему притягательно. Именно поэтому герой Марка Твена – Гекльберри Финн – оказываясь даже в самых благоприятных условиях, твердил про себя: «… а я, наверное, снова сбегу». И сбегал.

Отсроченная вторичная выгода

Иногда вторичная выгода, о которой человек и не помышлял, догоняет его спустя определенное время. Представьте себе девушку, которая ломает ногу на абсолютно ровном месте и в самое неподходящее время.

Ответственный момент и угроза сокращения на перспективной работе, предстоящая зарубежная поездка через месяц и пр.

По привычной логике, ей следовало бы присутствовать на работе, мелькать перед шефом и завершать работу с проектом.

О том, что приковавший к постели перелом принёс ей вполне ощутимую пользу, девушка случайно узнала через несколько дней, пройдя тест на беременность. Благодаря перелому, она смогла провести дома первые критические три месяца. Сегодня, спустя годы, она вспоминает этот перелом с благодарностью. Не будь его, с учетом её медицинской карты – всё могло окончится совсем по-другому.

Ничто люди не защищают так же яростно, как вошедшую в привычку собственную боль и беспомощность. И чаще всего, глубинной причиной становится отсутствие цели и желания встречаться с самим собой.

Пациенты, «привыкшие» болеть и «на полную катушку» использовать вторичные выгоды, становятся настоящим вызовом для психотерапевта.

Совет

Уж очень не хочется им признавать, что основа букета болезней – не зловредные вирусы и инфекции, а проявления лени, страхов и боязни ответственности, возведённые до уровня клиники.

Большинство из нас, истосковавшись по теплу и вниманию, хотя бы раз поддавались искушению оказаться в центре внимания, пусть даже таким нестандартным способом. Главное – обратная сторона медали, о которой мы часто забываем, или даже не знаем.

Результат

Вторичная выгода – распространённая причина множества проблем и неудач. Почему всё-таки вторичная? Потому что первичен – проигрыш. В частности, таким проигрышем может быть болезнь.

И только потом больной получает свой «бонус» за проигрыш – избыточное внимание близких; возможность совершенно законно отлынить от нелюбимой работы, встречи с коллегами, присутствие которых вызывает нервный шок; или возможность удержать у своей кровати любимого человека. И далее по длинному списку нереализованных желаний.

В любом случае, первичен проигрыш, от которого страдает сам человек, и который очевиден внешнему наблюдателю. Получаемый бессознательно, в виде вторичной выгоды, выигрыш – очень отчётливо ощущается, хотя и не осознаётся.

Сама последовательность развития событий предопределяет результат. Человек желает избавиться от проигрыша, но не может и не хочет на это решиться, поскольку с проигрышем растает и сама выгода.

В реальности, человек либо зависает в болезни, сам оттягивая своё выздоровление, либо же болтается между двумя полюсами, периодически выздоравливая и заболевая снова.

Как вариант, может наступить выздоровление от одного недуга и заболевание другим.

Если описать вторичную причину в нескольких словах, то можно сравнить её с сопротивлением. Причем речь идёт не о сопротивлении чему-то внешнему, а сопротивлении самой возможности измениться. По правде, человек вовсе не настроен избавляться от тревожащей его ситуации, хотя сам этого факта и не осознаёт.

Так польза или вред?

Абсолютно плохих и абсолютно хороших вещей в природе нет, и быть не может. Субъективные ярлыки, имеющиеся в нашем распоряжении, мы навешиваем сами. Помогает нам в этом сознание, а бессознательное – рассуждает, видит дальше и глубже.

Оно способно рассмотреть обе стороны медали, и белое в черном. Поэтому вторичная выгода – как инструмент защищающий психику человека – была, есть и будет.

Весь вопрос сводится к тому, насколько всё же она выгодна нам? Насколько может определить/ограничить поведение человека? В какой мере осознаётся?

Обратите внимание

Конечно, для человека, знающего свою цель и идущего к ней, зацикливание на вторичных выгодах – один из проверенных способов лишить себя любой возможности меняться.

Пока вторичная выгода существует, кардинальные психологические изменения произойти не смогут.

И у нас остаётся всего два варианта: либо определить её, осознать и принять решение как дальше быть с ней и за одно с собой; либо терпеть и воспринимать её как факт до тех пор, пока её получение для нас не утратит смысл.

Представьте, что ваша болезнь позволяла удерживать любимого человека. А теперь он ушёл – смысл был утрачен, но и болезнь отступила. И никакой магии.

Юрий

Консультация:

Если:<\p>

  • Вам нужна обратная связь по вашему плану или по выполненным упражнениям.
  • У вас есть трудности с самопознанием, принятием решения, куда двигаться дальше.
  • Вас тревожит качество вашей жизни или качество трудовых будней.
  • Не знаете, какие цели перед собой ставить.
  • Вы не видите перспектив в своей жизни.
  • Отдельно могу проконсультировать о родах и материнстве. О родах на Бали и том, что важно в первый год жизни ребёнку.

Предлагаю свои услуги консультирования. Стоимость сейчас: 10$ / час.<\p>

У меня есть опыт решения всех этих вопросов в своей жизни. Непрерывно путешествуем четыре года, успели жениться в Мексике, бегаем за дочкой на Бали.<\p>

Добавьтесь в друзья:<\p>

  • Instagram

Источник: https://goal-life.com/page/psyhologiya/vtorichnaya-vugoda

Бегство в болезнь или еще раз о психосоматике

«Нет телесной болезни отдельной от души», – сказал Сократ. А, что первично: болезни или конфликты в душе?

Психологи и медики не перестают спорить: сначала стрессы, нервозность, страхи, потом заболевания бронхов, бесплодие, онкоболезни, или наоборот: сначала человек заболевает, и на этой почве начинаются страхи за собственную жизнь, за жизнь близких, нервозность и стрессы.

Иногда в жизни случаются такие ситуации, когда со стороны кажется, что человеку нравится болеть, и даже более того, он наслаждается своей болезнью. Психологи такую ситуацию называют бегство в болезнь. Поговорим еще раз о психосоматике…

Духовный уровень и физиология тела

Духовный уровень и физиология тела взаимосвязаны. Это одна из наиболее сложных проблем современной медицины, хотя о связи здоровья тела и состояния души еще медики древности говорили, в частности Гиппократ и Аристотель.

Гиппократ  считал истоки ипохондрии в проблемах желчного пузыря, а нереализованное желание – повод для истерии.

«Ипохондрия – постоянное ощущение болезненного состояния, убежденность в наличии серьезного заболевания, чрезмерное беспокойство по поводу своего здоровья при отсутствии к тому объективным причин».

«Все жизненные процессы в организме подчиняются законам иерархии», – говорит Александра Хмелевская, преподаватель Национального медицинского университета имени Богомольца.

Все, что происходит в психике человека, отражает тело. Когда в жизни человека случается крупная  неприятность, а он ее старается скрыть и по привычке улыбается, тая в душе боль, в его психике «застревают» тяжелые мысли. А если такое состояние затягивается? Длительное угнетенное состояние подрывает иммунитет, вот и наступает конкретная болезнь, а страдает в первую очередь самый слабый орган.

Провокаторы психосоматических болезней

Что провоцирует психосоматические болезни? Провокаторами психосоматических болезней чаще всего бывает:

  • Потеря близких людей
  • Развод
  • Предательство
  • Проблемы в общении
  • Отсутствие признания
  • Нереализованные желания
  • Черты характера

Да, черты характера довольно часто подливают масла в огонь и могут быть разрушительны для здоровья. Это, прежде всего:

  • Постоянное недовольство
  • Злость
  • Зависть
  • Агрессия

Бегство в болезнь или вторичная выгода болезни

Иногда в неразрешимых ситуациях болезнь может прийти на выручку. Это как же? Бегство в болезнь или еще раз о психосоматике.

К примеру, намечается важное мероприятие, от которого нельзя отказаться. И вдруг ни с того ни с чего поднимается температура, болезнь пришла на выручку! Можно с чистой совестью остаться дома! Организм разрядил обстановку!

Бегство в болезнь или вторичная выгода болезни часто наблюдается у домохозяек. Это их защитная реакция на невнимание мужа и постоянную его занятость.

Жена находит в себе болезнь, ее возят по разным клиникам, показывают разным докторам. Бегство в болезнь спасает ее от скуки и невнимания.

Болезни детей – реакция на ссоры в семье

Врачи уверены, что болезни детей провоцированы на 99% нервно-психологическими проблемами.

Чтобы ребенок заболел его даже бить не надо, достаточно не обращать на него внимание. Постоянные ссоры в семье провоцируют частые детские болезни.

Кожа граница между организмом человека и внешним миром, поэтому именно она первая принимает на себя «бой». Диатез, экзема, нейродермит – это сигналы проблем в семье.

Психосоматика болезней детей и взрослых людей одинакова.

Бронхи и легкие

Бронхи и легкие – область фикции страхов. Психологи считают, что болезни дыхательных путей не что иное, как неверие в то, что тебя искренне любят.

Жадность

Жадность  – психологическая причина болезни псориаза.

Бесплодие

Если родственники и муж давят на женщину, чтобы она стала матерью и родила ребенка, а сама она увлечена карьерой и в глубине души не желает этого, то навряд ли ей удастся забеременеть. Женщина может лечиться, делать искусственное оплодотворение, но результата не будет. Стоит искренне захотеть женщине стать мамой, ситуация изменится и бесплодия как не бывало.

Онкологические заболевания

Хронический стресс провоцирует онкологические заболевания. Нервозность, негатив, злоба снижают иммунитет и способность организма бороться. У человека за сутки образуется несколько раковых клеток, и если хороший иммунитет, он обезвреживает организм. А когда иммунитет страдает, развивается опухоль.

Лечение психосоматических болезней

Говоря о психосоматике, нельзя не упомянуть о лечение психосоматических болезней. Главное лечение заключается в решении внутреннего конфликта. Что делать? Превратить отрицательные эмоции в позитивные. Опытный психотерапевт, несомненно, поможет в этом.

Поможет избавиться от негатива и психосоматических болезней гомеопатия, аромотерапия, энергетический массаж, лепка и живопись.

Живите легко и болезни будут обходить вас стороной!

Источник: https://po-zhenski.ru/psixologiya/begstvo-v-bolezn-ili-eshhe-raz-o-psixosomatike

Почему возникает болезнь. Выгоды от болезни

Почему возникает болезнь? Вы готовы узнать правду о себе? Она не всегда приятная. Так готовы? Тогда — поехали…

Я вам искренне и откровенно утверждаю, что болеть вам выгодно, иначе вы были бы здоровы.

Болезнь помогает вам решать свои проблемы и получать разную выгоду, вплоть до манипулирования родными и близкими, возможности реализации, сохранения своих убеждений.

Болезнь помогает спрятаться за неё и получить много поблажек по жизни.

Так возникают психосоматические заболевания. Мы их вызываем сами…

Откуда берутся болезни

Болезни не приходя в нашу жизнь внезапно. Всегда вначале идут разные сигналы физического тела, эмоционального, ментального и других наших оболочек. Беда в том, что мы их не замечаем… До тех пор, пока не появится боль.

Болезнь всегда свидетельствует о нарушении гармонии между оболочками человека, где физическое тело и отдувается за этот диссонанс болезнью.

Чтобы понять мою мысль, навожу пример из своего детства:

Папа с вечера объявляет, что мы всей семьёй через два дня идём в поле собирать картофель (я до 17 лет проживала в сельской местности).

Важно

Я терпеть не могла заниматься сельским хозяйством и никогда не бывала на наших огородах. Как мне это удавалось? Да просто настолько было большое сопротивление, что я на следующий же день болела ангиной, бронхитом, расстройством желудка – чем угодно! И в поле не могла пойти.

Здесь явный диссонанс между ментальным и эмоциональным телом. Мысль «надо идти в поле» вызывала сильнейшую эмоцию  – Я не хочу это делать!
В результате возникала болезнь. Психосоматика. Я сама вызвала болезнь. По щучьему велению, по моему хотению…

Читайте также:  Дыхательный тренажер самоздрав — польза и применение

У меня в 19 лет медицинская карточка была толщиной, как у старухи! Там были все болезни, кроме гинекологии и зубов. Зато сейчас, в 58 лет, я не хожу к врачам и в карточке я здорова (там только прививки и медосмотры).

До сих пор стараюсь не заставлять себя делать то, что я не хочу, применяя силу воли, ибо – заболею. Я научилась договариваться сама с собой и, если неприятную работу надо сделать, нельзя открутиться – назначаю себе приз, который получу после выполнения «плохой» работы (конфета, мороженное, фильм и прочее – то, что мне хочется в данный момент).

Болезнь — это способ получения выгод

Сейчас я наведу вам примеры тех выгод, которые можно получить от болезней. Просмотрите их и найдите свою выгоду. Постарайтесь осознать причины возникновения болезни и какие проблемы решает ваша болезнь.

Я просто их перечислю, а более подробно рассказываю в видео, которое я для вас сняла. Причём видео – первый раз со слайдами и моей озвучкой голосом – до этого всегда снимала видео с экрана (без слайдов). Опять небольшой этап в техническом плане освоила!

Выгоды ради которых вы болеете

  1. Я привлекаю внимание
  2. Не хочу исполнять свои обязанности
  3. Прячусь за болезнь от неприятных мне дел
  4. Болезнь, как смысл существования
  5. Повышаю свою значимость за счёт неизлечимой болезни
  6. Болезнь, как способ отдыха
  7. Заболев, могу не принимать важные решения
  8. Болезнь, как способ манипулирования и шантажа
  9. Болезнь, как средство достижения желаемой цели
  10. Мне страшно – я лучше заболею
  11. Болезнь, как плата за некорректный заказ

Эти пункты написаны под влиянием книги Константина Довлатова «11 выгод, ради которых вы болеете» — по ссылке можете получить бесплатно от автора. Лично я читала и вспоминала свои болезни после каждого пункта – в тот период жизни, когда моя медицинская карточка по толщине напоминала книгу Толстого «Война и мир»….

Как без психолога понять цель болезни с помощью трёх вопросов

Я тоже иногда болею, но точно знаю почему и какую цель преследую. И мне в выяснении причины заболевания помогают три вопроса. Наиболее часто помогает уже первый вопрос:

— Чего ты настолько не хочешь делать, что вынуждена заболеть?

Задаём вопрос и прислушиваемся к себе, чтобы узнать ответ (лучше это делать в тишине и в одиночестве). Он почти всегда приходит и ответ бывает очень неожиданным.

Лично мне, при работе со своей мамой, не удалось узнать ответ. Так, по крайней мере, утверждала мама. Но – сработала другая методика (она больше касается пожилых людей и детей):

— Чего ты так боишься, что вынуждена болеть?

Маме на этот вопрос пришёл ответ. Она боится остаться одна, если, вдруг, отец умрёт первым. И это, несмотря на мои постоянные заверения, что я её заберу к себе. Она же хочет, чтобы наоборот, я переехала жить к ней (и страх, и манипуляция).

Третий вопрос для поиска выгоды от болезни:

— Что ты хочешь получить в результате своей болезни?

Смотрим видео. Из него вы узнаете много интересного о себе, любимом. Если решитесь признать, что эту у вас присутствует…

На каждом слайде есть выгода, которую получает больной и прописано, что надо сделать, чтобы перестать болеть. Проговорено, как избавиться от болезни, и к чему быть готовым после выздоровления, ибо это не всегда может понравиться.
Также я навела некоторые примеры из своей жизни, поэтому видео получилось немного длинным – 26 минут…

Надеюсь, моя статья поможет вам разобраться самим с собой и понять, почему возникает болезнь и какие выгоды она приносит лично вам. Вам придётся научиться получать эти выгоды, не болея. Для этого – решите, хотите ли вы болеть или быть здоровым, ибо любая болезнь – это способ получения выгод.

Совет

С теми, кто не согласен с последним предложением, я спорить не собираюсь! Я просто желаю вам здоровья, любви к себе и смелости в принятии, не всегда лестных, фактов о себе.

И под занавес – цитата из книги К.Довлатова:

Какие открытия вы для себя сделали о своих болезнях? Согласны ли вы с теми пунктами выгод от болезни, которые приведены в статье?
Поделитесь своими мыслями с читателями в комментариях. Если статья была полезна — поделитесь с друзьями, нажав кнопочки соц. сетей.

Консультация врача

Skype врача Ермоленко Людмилы: ludmilaermolenko33

Реклама MedicineTeaser и Yandex

Реклама MedicineTeaser

Реклама Yandex

Источник: https://prozdorovechko.ru/psixosomatika/pochemu-voznikaet-bolezn.html

Бегство в болезнь

образное выражение, используемое для описания поведения человека, стремящегося разрешить внутриличностные конфликты путем образования болезненных симптомов.

   Обратившись к исследованию и лечению психических заболеваний, З.

Фрейд подходил к пониманию болезни с двух сторон: с теоретической точки зрения, все люди невротичны, так как у любого нормального человека можно обнаружить условия для образования невротических симптомов; в практическом отношении «быть больным» означает реальное заболевание, ибо не все люди невротики.

Поэтому для понимания того, почему некоторые люди заболевают, важно раскрыть природу невротических симптомов и механизмы бегства в болезнь.<\p>

   В своей исследовательской и терапевтической деятельности З. Фрейд исходил из того, что невротические симптомы являются не чем иным, как заместителем недостающего в жизни удовлетворения.

Человек заболевает вследствие вынужденного отказа от чего-то, когда реальность не предоставляет возможности удовлетворения его желаний. Однако сам по себе вынужденный отказ от удовлетворения желаний человека далеко не всегда ведет его к заболеванию.

Он становится патогенно действующим лишь тогда, когда затрагивает тот способ удовлетворения, который используется человеком и на который он только и способен. Словом, по З.

Фрейду, чтобы стать патогенным к внешне-вынужденному отказу от удовлетворения желаний должен присоединиться внутренне-вынужденный отказ, исключающий другие возможности удовлетворения желаний, что ведет к возникновению патогенного конфликта в психике человека.<\p>

   Общий механизм невротического заболевания сводится, в понимании З.

Фрейда, к следующему: одной из сторон внутрипсихического конфликта является неудовлетворенное, отвергнутое реальностью либидо (сексуальная энергия, влечение); человек вынужден прибегнуть к поиску других путей для удовлетворения либидозного влечения; если и в этом случае реальность оказывается неумолимой, то есть налагает запрет на иные пути, способы и объекты удовлетворения, то либидо вынуждено прибегнуть к регрессии, к возврату с помощью фиксации на ранние стадии психосексуального развития, на которых человек получал удовлетворение; если регрессия не вызывает возражения со стороны Я (сознания), то либидо добивается перверсного (извращенного), но реального удовлетворения; если Я не согласно с регрессией, то возникает конфликт, для разрешения которого человек прибегает к защитным механизмам вытеснения в бессознательное своих желаний, то есть он прибегает к той стратегии, которая использовалась им в период инфантильного развития, когда реализация либидозного желания наталкивалась на запреты, налагаемые воспитанием; на этой почве происходит возникновение невротического симптома, выступающего в качестве компромисса удовлетворения либидозного исполнения желания.<\p>

Обратите внимание

   Разрешение внутрипсихического конфликта посредством образования невротического симптома является удобным и желательным выходом для человека, который не хочет или не может осуществлять трудную и мучительную работу по преодолению конфликтной ситуации, требующую значительной затраты его физических и душевных сил. У такого человека «каждый раз перед лицом конфликта происходит бегство в болезнь». Подобная стратегия оказывается выгодной для него: «благодаря отступлению в невроз он получает внутреннюю выгоду от болезни», к которой подчас присоединяется и внешнее преимущество, так как окружающие люди с сочувствием относятся к больному, жалеют его, делают ему всевозможные поблажки, не предъявляют к нему строгих требований, как это осуществляется по отношению к здоровому человеку.<\p>

   В упрощенной форме взгляды З. Фрейда на бегство в болезнь были изложены им в работе «О психоанализе», представлявшей собой пять лекций, прочитанных в университете Кларка (США, штат Массачусетс), куда он был приглашен в 1909 г. по случаю двадцатилетия со дня основания этого учреждения. В этой работе он дал разъяснение по поводу того, почему некоторые люди «бегут в болезнь» и каким образом осуществляется «бегство от неудовлетворяющей действительности в болезнь». С точки зрения З. Фрейда, подобное бегство осуществляется путем регрессии, возвращения к прежним, доставляющим ранее удовольствие фазам психосексуального развития. Имеет место двоякая регрессия: временная, состоящая в возвращении либидо на прежние ступени сексуальной жизни; формальная, заключающаяся в том, что эротическая потребность выражается первоначальными примитивными средствами. Оба вида регрессии направлены к периоду детства и ведут к восстановлению инфантильного состояния жизни. По словам З. Фрейда, «невроз заменяет в наше время монастырь, в который обычно удалялись все те, которые разочаровывались в жизни или которые чувствовали себя слишком слабыми для жизни».<\p>

   Благодаря бегству в болезнь, убеганию в невроз человеку удается по-своему разрешить внутрипсихический конфликт. В этом смысле невротик имеет преимущества перед человеком, которому никак не удается разрешение конфликта. Однако, как считал З. Фрейд, наряду с подобными преимуществами невроз имеет свои изъяны: в действительности бегство в болезнь оказывается такой сделкой Я с бессознательными желаниями человека, за которую приходится расплачиваться страданиями, причиняемыми невротическими симптомами. Эти симптомы вызывают у него недовольство, но он не может освободиться от них, так как не осознает причины их возникновения и, кроме того, не хочет потерять приобретенные от болезни выгоды. Невротик оказывается неспособным к наслаждению и неработоспособным, так как ему приходится затрачивать энергию на то, чтобы сохранить либидо в состоянии вытеснения и защищать себя от его напора. Он стал бы здоровым, если бы смог сознательно распоряжаться своим либидо. Поэтому задача психоаналитической терапии состоит в том, чтобы освободить невротика от его вытеснений в бессознательное и подчинить его влечения Я с целью сознательного разрешения внутрипсихического конфликта.<\p>

   В связи с рассмотрением природы и механизмов бегства в болезнь З. Фрейд пришел к любопытному выводу, который не всегда учитывается современными психоаналитиками. Он высказал мысль о том, что бывают случаи, когда «даже врач должен признать, что разрешение конфликта в форме невроза представляет собой самое безобидное и социально допустимое решение». В таких случаях врач, как ни парадоксально это звучит, может стать на сторону болезни. Необходимо считаться с тем, что в существующем мире людям приходится сталкиваться с нескончаемыми страданиями и что необходимость может заставить человека пожертвовать своим здоровьем, чтобы ценой подобной жертвы не допустить несчастья и страдания других, особенно близких ему людей. Может оказаться так, что бегство в болезнь будет единственным выходом для человека, находящегося в неблагоприятной для него и других людей ситуации. Поэтому, предостерегал З. Фрейд, врачу «не пристало играть лишь роль фанатика здоровья вопреки всем жизненным ситуациям».    

Источник: https://vocabulary.ru/termin/begstvo-v-bolezn.html

Почему мы болеем настолько по-разному? Бегство от болезни

Однако помимо уже упомянутых тревожных, ипохондрических, меланхолических, фобических, апатических и эгоцентрических больных, существует еще целый ряд неадекватных вариантов отношения человека к собственным заболеваниям, общей чертой которых является «бегство от болезни».<\p>

Так, тяжело приходится чрезмерно чувствительным пациентам. Они переживают не столько из-за тяжести своего состояния, сколько из-за боязни стать близким в тягость. Это приводит порой к тому, что такие люди до последнего скрывают, насколько это возможно, симптомы своих недугов, и попадают к врачам нередко лишь тогда, когда заболевание становится запущенным, а лечение — чрезвычайно затрудненным, а то и уже бесполезным… Помочь такому человеку может лишь своевременно проявленное внимание родных: если вам кажется, что кто-то из членов вашей семьи чувствует себя неважно и при этом всегда отличался чрезмерной деликатностью — не пускайте ситуацию на самотек.<\p>

Помощь адекватных родственников или психологов бывает жизненно необходима и в тех случаях, когда больной отличается склонностью к мистике, оккультизму, верит только знахарям и отрицает официальную медицину. В случае «легких» заболеваний такой человек оказывается очень даже прав, пользуясь веками проверенными достижениями народной медицины вместо того, чтобы беспорядочно, в порядке самоназначения скупать препараты из ближайшей аптеки — как делает немалая часть наших сограждан.<\p>

Однако если нарушение здоровья весьма серьезно, а человек настроен решительно против вмешательства «людей в белых халатах» — ситуация кардинально меняется, ведь в таком случае под угрозу ставится порой сама жизнь. И если на взрослого и признанного дееспособным человека мы никак не можем повлиять — ведь каждый вправе решать свою судьбу сам, то хотя бы можем попытаться убедить попробовать «официальную медицину» в качестве альтернативы, в качестве еще одного шанса на спасение.<\p>

Отдельная история — чрезмерно самоуверенные люди (зачастую — трудоголики и перфекционисты), отрицающие саму мысль о том, что могут заболеть. Такие люди в легких случаях склонны вообще отрицать, что больны. Это они ходят на работу с гриппом под девизом «а что такого, не помру же — а работа превыше всего!» (напрочь забывая при этом, что подвергают опасности здоровье окружающих).<\p>

Если же ситуация более серьезная, эти люди «уходят в работу» с головой и порой даже более погружаются в нее, чем до заболевания. Даже лечение они воспринимают как досадную помеху, а не как способ избавления от физического дискомфорта, и пытаются «подогнать» его под свой привычный рабочий график.<\p>

Объясняется такое поведение тем, что перфекционисты слишком уж стремятся быть идеальными и блокируют мысль о том, что это может быть не так. И даже отчетливый сигнал организма в виде тяжелого соматического заболевания не может «сбить их с пути истинного» — с широко закрытыми глазами они продолжают истово верить, что в их жизни ничего плохого случиться не может! Просто не должно! Даже когда это уже случилось…<\p>

Важно

Однако, будучи людьми обычно высокоинтеллектуальными, пережив тяжелое заболевание, они нередко производят «переоценку ценностей» и все-таки избавляются от своего главного недуга — перфекционизма. Как вы понимаете, внимание родных и близких порой может спасти такому человеку жизнь и здоровье.<\p>

Отчасти сродни самоуверенным перфекционистам люди инфантильного типа, для которых характерно пренебрежение к болезни, эйфорическое восприятие любого заболевания как ситуации, когда «все само пройдет», рассосется, разрешится. Они стремятся ни в чем себя, любимых, не ограничивать, что бы там ни говорили им врачи. Это они продолжают курить с диагностированным туберкулезом и пить спиртное при циррозе печени, нарушают любые режимы, пренебрегают рекомендациями врачей, неаккуратно принимают лекарства…<\p>

Ментально это «вечные дети» — беспечные и безответственные, поэтому остро нуждаются в непременном присутствии поблизости «старших», причем паспортный возраст далеко не всегда является здесь определяющим: зачастую их собственные дети (как взрослые, так и не очень) играют роль «голоса разума» при своих легкомысленных родителях.<\p>

Ну и последний деструктивный тип реагирования на болезнь — паранойяльный. Подобно эгоцентрикам, такие люди, заболевая, также превращают жизнь близких в ад, хотя и по другой причине: они подозревают в ухудшении здоровья решительно всех, кроме самих себя и матушки-природы.<\p>

Болит живот? Это жена что-то подсыпала, змея…<\p>

Голова раскалывается? Не иначе порча от тещи…<\p>

Повышенная утомляемость? Семья не может обеспечить мне нормальные условия для жизни, да они вообще смерти моей хотят!<\p>

Лекарства не помогают? Врачи вступили в сговор с наследничками и пытаются меня уморить!<\p>

Такие люди не столько лечатся, сколько ищут виновных, добиваются наказания, строчат кляузы и снабжают работой и дензнаками больше юристов и чиновников, вынужденных заниматься их жалобами, чем врачей, которые их лечат.<\p>

Помощь психолога здесь необходима всем — и самому больному, и всей его семье, иначе, пока главный пациент выздоровеет, вся его родня рискует заработать невроз.<\p>

Совет

Так что же тогда понимается под адекватным отношением к нездоровью? Оно вообще существует? Безусловно.<\p>

Адекватное отношение — это объективность и трезвость в оценке своего состояния, отношение к болезни без преувеличений, но и без преуменьшений всех сопутствующих тягот и опасностей, без попыток вызвать у окружающих жалость к самому себе, без приступов агрессии по отношению к здоровым людям, без спекуляции своим состоянием и намерения извлечь из своего болезненного состояния максимум пользы. Адекватный человек, заболев, не теряет интереса к жизни, к любимому делу и любимым людям, и умеет переключаться со своей болезни на весь остальной (огромный!) мир, не имеющий к ней отношения.<\p>

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/health/articles/29028/

Бегство в болезнь и гонка за здоровьем!

Что такое бегство в болезнь, вполне понятно описано в любом хорошем руководстве по психосоматике, это одна из областей клинической психологии.

Больные, с одной стороны, могут испытывать сильный дискомфорт от своих недугов, однако решающим фактором хронификации (закрепления) симптома часто является получение вторичной выгоды от своего заболевания.

Это не значит, что все кто болеет длительное время, болеют «нарочно». Но, феномен бегства в болезнь, к сожалению, встречается чаще, чем можно было бы ожидать.

Разумно предположить, что при тяжелых соматических болезнях, любой человек будет заинтересован в излечении. Но тут есть важный нюанс. Многим людям удается через болезнь обезопасить себя от чувства вины и ощущения несостоятельности. Я не успешен не потому, что «я плохой», а потому что я болею.

Тогда может произойти внутреннее смещение акцента с выздоровления на сам бесконечный процесс лечения. Речь не идет о выполнении необходимых для лечения медицинских процедур. Все поведение таких людей становится подчинено заботе о своем здоровье. Остальные потребности и устремления сворачиваются полностью.

И так может продолжаться долгие годы.

Человек сам ограничивает себя от всего, с греющим душу осознанием, что делает это на благо своего здоровья. И чем больше ограничений он на себя накладывает, тем сильнее ему начинает казаться, что только поскольку поступает подобным образом, он все еще жив и чувствует себя относительно сносно.

О психосоматическом симптоме можно говорить в том случае, если есть негативный медицинский диагноз. То есть боли и дискомфорт присутствуют, а все врачи говорят, что «это не по их части», или неприятные субъективные ощущения несопоставимо превышают те, которые можно было бы ожидать, глядя на результаты диагностических процедур.

Обратите внимание

Яркий пример психосоматического симптома – паническая атака. Она может случиться у любого человека, особенно в стрессовом состоянии. У некоторых могут быть частые панические атаки, при отсутствии неврологического или какого-то другого, описанного медициной, конкретного заболевания, их объясняющего.

Итак, если у человека есть устойчивые психосоматические симптомы, не объяснимые с медицинской точки зрения, вне рамок психического или соматического расстройства, то следует предполагать, в том числе, наличие вторичной выгоды или удовлетворения какой-либо значимой для человека потребности, которую он не успешно реализовывал вне появившейся болезни.

Это не отменяет того, что «больной» в любом случае испытывает реальный невымышленный дискомфорт, который очень его тяготит.

Но, есть вероятность, что если симптом исчезнет сейчас, то это будет еще более мучительно (например, выздоровев, человек останется без поддержки и любви дорогих ему людей, внимание которых он получал во время мероприятий по уходу за больным).

Речь не идет о сознательной реализации желаний при помощи своей болезни. Это происходит полностью бессознательно для человека. А гипотеза о наличии вторичной выгоды модет подтвердиться только косвенно, если человек найдет другие способы выражения или удовлетворения тех же потребностей и после этого симптомы постепенно сойдут «на нет».

Нет внешней «поддержки» болезни – не будет болезни. Про это есть грустная шутка о том, что только больные с тяжелой органикой могут погибнуть при пожаре в психиатрической больнице. Все «бывшие Наполеоны» на время чрезвычайных обстоятельств «соберутся» и будут действовать самым адаптивным образом.

Также и здесь – счастливые обладатели психосоматических расстройств часто даже отличаются долгожительством. Это обыграно в романе Ги Де Мопассана (кажется).

Важно

Жена, прожившая со своим мужем всю взрослую жизнь, была решительно уверена, что в скорости (и так лет с 20) умрет от тяжелого неизлечимого заболевания. У нее случались частые приступы при малейшем стрессе, и ее мужу приходилось относиться к ней с большим вниманием и заботой.

В свои 60 муж умер. Героиня умерла поздно, только в 80 с лишним, а после его смерти стала более спокойна, да и приступов почти не было.

Гонка за здоровьем

Для меня это даже гораздо более интересное явление, чем бегство в болезнь. Тем более, что его я в большей степени могу примерить, если не на себя нынешнюю, то, по крайней мере, на себя прошлую уж точно.

Большинство психологической литературы – научной или популярной про то, как здорово и как «нездорово» (невротически).

Концепции здоровья и болезни, мне кажется, присутствуют в сознании любого практикующего или обучающегося психолога целой вереницей взаимосвязанных и не очень представлений.

И чем более они сложные, не примитивные, разносторонние и чем меньше желание их навязывать-транслировать своим клиентам, тем выше, на мой взгляд, мастерство психолога.

Естественно, особенно на начальном этапе, есть сильное желание оценить самого себя с точки зрения заветных принципов и представлений:

«Ага, это я обесцениваю. Не очень-то зрелый защитный механизм. Я многое потеряю, если буду допускать столь примитивный способ реагирования на внешние обстоятельства. А главное во мне столько всего дезадаптивного, как бы мне все это в себе отследить и исправить.

Точно! Мой психотерапевт мне в этом поможет. Нет, она же не видит меня 24 часа в сутки. А я вон как часто рационализириую. 50 минут в неделю тут не помогут. Да и в отношениях у меня, сплошная психологическая зависимость.

А сколько проекций — всей жизни не хватит, чтобы в этом разобраться!».

А главное, кажется, с возрастом это не проходит у психологов (себя я тоже не исключаю: испорченность психологическим образованием — это диагноз), может даже усугубляется.

Совет

Какое-то время назад распалась «звездная пара», позиционировавшая свои отношения, как крайне здоровые и особо интенсивно развивающиеся! «Все» вздохнули с облегчением, что теперь и их обыденные отношения можно назвать вполне, а может даже и более, здоровыми.

Если прийти туда, где собираются психологи, то можно легко получить ясную подробную недвусмысленную оценку своих действий в виде взгляда или словом. Психологи люди честные, почти на любые вопросы способны отвечать без утайки и дополнительных уловок. Делая что-либо или не делая в присутствии психологов, можно услышать шелест зарождающихся интерпретаций.

Вот и думай, где больше роджерианского «безусловного принятия» — в среде психологов, профессионально обученных пониманию и сопереживанию, или в среде непсихологов, где вообще принято уделять меньшее внимание некоторым нюансам человеческого поведения.

Конечно, я написала обо всем этом с иронией — то есть не полностью серьезно, но и не совсем в шутку.

Умение что-то знать и не знать одновременно, пожалуй, важный навык для личного счастья психолога и его успешной практики! Иначе так и придется до конца жизни сидеть и думать о недосягаемом абсолютном здоровье и отношениях, не опороченных взаимным удовлетворением невротических потребностей.

Читать также: Как стремление к успеху может сделать нас несчастными?

Данная статья будет в наибольшей степени интересна для амбициозных и целеустремленных людей, которые нашли себя, например, в своей работе. Однако чувствуют себя не столь комфортно в других сферах жизни и привыкли жить с легким или сильным привкусом неудовлетворенности, несмотря на явные успехи…

Источник: https://mariadolgopolova.ru/stati/begstvo-v-bolezn-i-gonka-za-zdorovem.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector